Массовым видом летнего отдыха на территории г. Шумерля,
г. Алатырь, Шумерлинского, Алатырского, Аликовского, Красночетайского,
Порецкого, Ядринского районов традиционно являются лагеря с дневным
пребыванием. Кроме этого, отдохнуть и поправить здоровье можно в загородных
оздоровительных учреждениях и особенно в санаториях, в которых в полной мере
используются различные формы оздоровления.
Услуга отдыха детей в лагере
регулируется в том числе, законодательством о защите прав потребителей, а
значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителями соответствующих
услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести
услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами.
В целях эффективного обеспечения
отдыха и оздоровления детей в период летней оздоровительной кампании
хозяйствующим субъектам, оказывающим по возмездному договору с гражданами
услуги в сфере детского отдыха (туризма), необходимо уделять особое значение
соблюдению законодательства в сфере защиты прав
потребителей.
Согласно положениям п. 1 ст. 7
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
(далее – Закон № 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы услуга при
обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья
потребителя.
Кроме того, действующее
законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать
требования Гражданского Кодекса РФ, ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации», ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», ГОСТ
Р 52887-2018 «Услуги
детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Положениями ст. 4 Закона № 2300-1
также закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо
соответствия по качеству условиям договора (п. 1 ст. 4), обычным или конкретным
(заявленным) целям ее приобретения (п.п. 2, 3 ст. 4) должна
соответствовать обязательным требованиям.
Строгие требования к работе
оздоровительных учреждений предъявляются к системам водоснабжения и
канализации, работе пищеблоков. Контролируется качество питьевой воды, воды из
водоемов в местах купания детей. Открытие оздоровительного учреждения и заезд детей
разрешается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его
соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В медицинских
книжках работников должны быть отметки о полном прохождении медицинского
обследования, сведения об обязательных прививках, о прохождении
профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе. К
работе с детьми в оздоровительных учреждениях не допускаются лица, не привитые
против дифтерии и кори. Перед началом каждой смены персонал должен пройти
обследования на COVID-19 любым из методов, определяющих генетический
материал или антиген возбудителя с получением результатов обследования не
ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу. Перед началом каждой
смены работники пищеблоков должны пройти обследования на наличие норо-, рота- и
других вирусных возбудителей кишечных инфекций не ранее, чем за 3 календарных
дня до дня выхода на работу.
В случае причинения вреда жизни
или здоровью ребенка, а также его имуществу вследствие некачественного оказания
услуг, возмещение ущерба возлагается на поставщика услуг в полном объеме
(ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В случае оказания некачественных
услуг, потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона РФ от
07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»):
-
безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
-
соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных
им расходов по устранению
недостатков оказанной услуги
своими силами или третьими
лицами.
Кроме того, потребитель вправе
отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного
возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки
оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться
от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им
обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или
иные существенные отступления от условий
договора.
Если имелся факт нарушения срока
оказания услуги - срока начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель
по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите
прав потребителей»):
- назначить исполнителю
новый срок;
-
потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
- отказаться
от исполнения договора об оказании услуги.
Также потребитель вправе
потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением
сроков оказания услуги.
При нарушении исполнителем услуг
прав потребителя, правовыми основаниями для компенсации потребителям морального
вреда служат положения ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской
Федерации и ст. 15 Закона № 2300-1.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля»