Оценка качества прибавила в количестве

Российскую систему оценки качества образования школьников с 1-го по 11 класс представил международным экспертам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Помимо ЕГЭ, в нее входят ГИА (государственная итоговая аттестация), всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, а также система оценки учителей. Чиновник вновь напомнил, что образовательное ведомство не сравнивает учебные заведения по результатам ЕГЭ, а разрабатывает новую модель самооценки школ. 

Недостатки образовательной политики России будут исправлены с помощью национальной системы оценки качества образования, охватывающей школьников страны с 1-го по 11 класс. Об этом глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал в рамках международной конференции "Использование результатов исследований качества образования: проблемы и перспективы", прошедшей в Москве. Долгое время ЕГЭ и ГИА были единственными инструментами оценки в России, но в силу неоднородности показателей в регионах это не позволяло объективно оценить ситуацию в целом, рассказал ведущим мировым экспертам в области оценки школьного образования господин Кравцов. "Речь идет о создании единой системы оценки качества",— подчеркнул он. 

В последние несколько лет в систему оценки качества образования в России включили всероссийские проверочные работы (обязательны для учащихся 4-8-х классов, в текущем учебном году в них примут участие и выпускники 11-х классов) и систему оценки учителей. Господин Кравцов сообщил, что еще один элемент — Национальные исследования качества образования (предполагает изучение общего уровня знаний учеников начальной школы и знаний по математике и информатике в средней школе) — разрабатывался по международным стандартам. "Мы не сравниваем школы по результатам ЕГЭ, сейчас разрабатывается новая модель самооценки школ, исключающая этот показатель",— в очередной раз напомнил господин Кравцов о политике Минобрнауки в этом вопросе. 

Рособрнадзор уже сумел существенно повысить объективность проведения Единого госэкзамена и добиться улучшения результатов выпускников "проблемных регионов", уверил зарубежных коллег Сергей Кравцов. Тем не менее он отметил, что "добиться объективности экзаменов в 9-х классах на уровне ЕГЭ" пока не удается. Кроме того, по его словам, результаты участия российских школ в исследованиях PISA (международный тест грамотности школьников) показали, что "некоторые трудности еще остаются". Отдельно господин Кравцов отметил "блестящие результаты" московских школ, по версии PISA, вошедшие в топ-10 мировых. 

Глава столичного департамента образования Исаак Калина поспешил заметить, что не считает результаты "блестящими, пока Шанхай впереди". Тем не менее чиновник предложил представителям PISA, TIMSS, PIRLS (международные системы оценки качества образования) использовать опыт российской системы образования: "Я всегда без трагедийности относился к месту школ в рейтинге PISA, ведь если футбольная команда не занимает первое место в хоккейном турнире, расстраиваться не надо". По его словам, российская система образования имеет свои "ценности и задачи в мире", но идею повлиять на международных разработчиков не оставил: "Мы ведь неплохо сыграли в ваш хоккей, посмотрите, может быть, что-то и пригодится". 

Представители PISA, TIMSS, PIRLS на предложение господина Калины не откликнулись, но отметили роль России в исследованиях качества образования. Например, исполнительный директор Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед отметил российский опыт в подготовке учителей математики. Сергей Кравцов предположил, что "проведение следующей конференции целесообразно" на тему моделей и параметров самооценки школ.