Интервью с заместителем главы Рособрнадзора Анзором Музаевым

О состоянии преподавания в старшей школе корреспондент журнала "Огонек" поговорил с заместителем руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым 

— Рособрнадзор провел пилотное исследование компетенций учителей математики и русского языка, в котором приняли участие более 2 тысяч педагогов. Каковы результаты? 

— Это была репетиция масштабного проекта, который пройдет в 2016 году. Мы проработали схему его проведения. Репетиция прошла успешно, предложенный формат поддержан учительским сообществом. О содержательных результатах говорить пока преждевременно. 

— Какие проблемы выявило ваше исследование? Идет ли речь о предметных знаниях учителей или есть пробелы в методиках преподавания? 

— Полученные материалы позволяют выявить проблемы по нескольким аспектам. Это и умение самого учителя решать задания и объяснять это детям, и умение объективно оценивать работу учащихся, и, конечно, методические вопросы. 

— Что показывают многолетние результаты ЕГЭ по математике? Можно ли по этим данным судить о состоянии преподавания в школе? Если средний балл по профильной математике в 2015 году был 49,56 — это хорошо, удовлетворительно или просто плохо? И если ответ неудовлетворительный, то почему: дети пошли слабые, не в состоянии освоить программу, или программа слишком сложная, или учителя не могут научить? 

— На средний балл по профильной математике повлияло и то, что этот экзамен сдавали и те ребята, кто в общем-то не собирался идти в инженерные вузы, а выбрал его "на пробу". ЕГЭ по математике показал реальную картину — у половины поступающих на инженерные специальности уровень подготовки недостаточен. Результаты честного ЕГЭ сделали явной проблему, которая формировалась долгими годами и маскировалась совместными усилиями школы и вуза. Резкий рост числа вузов и количества студентов в нулевых годах не обеспечивался соответствующим ростом подготовки выпускников школы. И уровень выпускников стал резко снижаться. Но школа была заинтересована, закрыв глаза, выпускать детей. А большинство вузов, также закрыв глаза, брало таких абитуриентов, какие есть, а потом имитировало учебный процесс, ведь вузу платили деньги за студентов (бюджетным — государство, а частным — родители студентов). Сейчас, когда проблема выявлена и зафиксирована, ее решают совместными усилиями и школы, и вузы — мы видим, как вузы повернулись лицом к школе. 

— Есть школьные образовательные стандарты, в которых прописаны цели обучения. Учителя выполняют эти стандарты? Или на практике все сводится к подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ? 

— Государственная итоговая аттестация как раз и является тем основным инструментом, который позволяет определить, соответствует ли подготовка выпускников образовательным стандартам. Необходимо подчеркнуть, что именно честное проведение ЕГЭ (этого удалось добиться благодаря огромным организационным усилиям последних двух с половиной лет) позволяет реально оценить картину. 

По данным проведенного ВЦИОМ опроса, 80 процентов учителей 11-х классов считают, что полученные на ЕГЭ баллы соответствуют реальным знаниям учеников, а 72 процента преподавателей вузов считают, что абитуриенты подтверждают высокие баллы ЕГЭ на вступительном экзамене или конкурсе. Также опрос ВЦИОМ свидетельствует, что лишь треть учителей, родителей и школьников 11-х классов считают возможным подготовиться к сдаче ЕГЭ на высокий балл без дополнительных занятий или репетиторства. Однако две трети студентов 1-го курса, получивших высокие баллы по ЕГЭ, и свыше половины студентов, получивших средние и низкие баллы по ЕГЭ, отметили, что школьных знаний было достаточно для прохождения вступительных испытаний в вузе. Это показывает, что боязнь ЕГЭ зачастую формируется искусственно, в том числе учителями. А те, кто реально сдал экзамен, понимают, что это обычная процедура, позволяющая показать свое знание на необходимом уровне. 

Что касается инструментов контроля над соблюдением образовательных стандартов в других, невыпускных, классах, то мы делаем ставку на комплекс оценочных процедур, включающий уже зарекомендовавшие себя Национальные исследования качества образования, Всероссийские проверочные работы, а также исследования компетенций учителей. 

— Известно, что в 2016 году Рособрнадзор проведет масштабное исследование уровня наших педагогов. Как оно будет проходить? В каких формах? Должны ли учителя к нему специально готовиться? Будет ли участие в нем добровольным или обязательным? Какие последствия возможны для учителей? 

— Да, в 2016 году планируется провести исследование компетенций 15 тысяч учителей русского языка, литературы и математики. Для этого будут отобраны школы по всей России, в каждой школе участие в исследовании примут все работающие в ней учителя по этим трем предметам. Никакая специальная подготовка от учителей не требуется. По итогам могут быть даны рекомендации для учителей, показавших недостаточно высокие результаты, пройти дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации. Планируется также разработать рекомендации по организации таких курсов и привлечению к работе на них опытных педагогов, в том числе показавших высокие результаты при проведении исследования. 

— Как в педагогической практике должны соотноситься задачи подготовки к ЕГЭ и развития детей? Это задачи принципиально разные или между ними есть взаимосвязь? 

— Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном государственном образовательном стандарте. Выпускник должен не только показывать соответствующие образовательные результаты по предметам, но и уметь учиться, уметь ориентироваться в потоке информации, приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам современного мира. И конечно, обучение в школе должно быть направлено на формирование личности ученика, его социализацию, формирование российской гражданской идентичности и многое другое. 

К сожалению, долгие годы и статус, и оплата труда учителя были на уровне, который не позволял много спрашивать с него. Сейчас зарплата учителя не меньше средней практически во всех регионах России. Это в корне изменило отношения к учителю и родителей. Все больше учителей ориентированы на результат, а значит, готовы участвовать в решении проблем, которые мешают его достижению. Но в отличие от обеспечения финансовых условий обновление кадров — это долгий процесс. Так что впереди сложный путь, по которому можно и нужно идти. 

— Что надо изменить в работе учителей и в их профессиональной подготовке, чтобы в экономику пришли люди, умеющие самостоятельно думать и решать сложные производственные (и жизненные) задачи? 

— Конечно, надо повышать профессиональное мастерство учителей. И проводимые Рособрнадзором исследования являются одним из этапов на этом пути, так как позволяют наметить конкретные меры, направленные на повышение качества подготовки учителей. С другой стороны, необходимо при обучении каждого школьника учитывать его склонности и жизненные интересы, что позволяет ставить перед ним реалистичные цели, воспитывает в нем чувство успешности, повышает мотивацию к дальнейшему обучению. Важным шагом в этой связи является введение двухуровневого ЕГЭ по математике, поскольку оно дает возможность выпускникам делать осознанный выбор и самим участвовать в определении своей судьбы. А ведь это и есть одно из проявлений самостоятельности мышления.